Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

телефоны:
8(81370) 25129 
8(81370) 29201
e – mail: vsv@lokos.net

Школа социального проектирования

25 Января 2018

На четвёртом занятии школы социального проектирования, проведённом методистом Веселовой Л. В. 23 января во Дворце  творчества, основная работа строилась в трёх командах. Тема занятия: «Командообразование как механизм вовлечения в социально значимую деятельность». Началась работа с проверки домашнего задания, в котором обучающиеся должны были составить список партнёров по реализации проекта.

Первыми свою домашнюю работу представили учащиеся Бугровской школы, предложившие для решения проблемы курения подростков использовать сотрудничество с научно-развлекательными музеями, КДЦ и спортивными организациями своего посёлка. Гимназия «Грейс» в свой список партнёров включила  А. Е. Смирнова, учителя информатики гимназии и Г. О. Ярыгина, преподавателя СПб МГИМО, кандидата технических наук, бывшего выпускника гимназии. Ребята из Кудровского центра образования № 1 решили создать музей СССР. С этой целью они хотят обратиться, в первую очередь, к журналистам, затем установить сотрудничество со школами и ДК, а также с представителями малого бизнеса. Учащиеся Всеволожской школы № 2 своим потенциальным партнёром выбрали школьного психолога, а школьники из Романовской школы – директора своей школы, заведующую поселковым детским садом и работника библиотеки посёлка Романовка.

Анализируя представленные выступления учащихся, Лариса Викторовна задала ребятам вопрос: «Считаете ли вы, что домашнее задание выполнено в полном объёме?» Слушатели признали, что с домашней работой они справились плохо. Поэтому  к следующему занятию учащиеся должны переработать домашнее задание – представить полный список партнёров и рассказать, о чём с ними достигнута договорённость.

На следующем этапе работы каждой команде в течение пяти минут было предложено вспомнить и письменно перечислить все понятия, которые были освоены на предыдущих занятиях. Также из общего числа участников были выбраны три добровольца, выполнявшие это задание индивидуально. По истечении предложенного времени  команды и учащиеся, работавшие отдельно,  назвали количество понятий, которое им удалось записать (1-я команда – 7, 2-я – 17, 3-я – 15, девочки, работавшие самостоятельно – 11, 6 и 6). Дальше все команды и добровольцы получили листки с перечнем всех понятий, по которым они должны были сравнить свои записи и определить,  сколько понятий не написали и какие понятия были забыты. В итоге 1-я команда забыла 5 понятий, 2-я – 4, 3-я – 12, а личники – 12, 9 и 7.

Затем всем ребятам было предложено в списке понятий проставить цифры в рейтинговом порядке (как понятия используются). После чего дети получили листки с правильным перечнем понятий и каждый должен был подсчитать, сколько ошибок совершил (1-я команда – 18 ошибок, у 2-й и 3-й команд все ответы были неверными, а у девочек, работавших самостоятельно – 10, 8  и 2).

Резюмируя проведённую работу, Лариса Викторовна отметила, что на первом этапе командная работа была более результативной, а индивидуальная работа была успешнее на втором этапе. Методист спросила у ребят: «На каком этапе было сложнее работать и почему второй этап работы был более эффективный? В целом работать результативнее и комфортнее в команде или индивидуально?» На что учащиеся ответили, что работать легче в команде, но в одной из групп мнения разделились (её участники по ходу работы не смогли согласовать свои мысли). Присутствующие пришли к  выводу, что есть виды деятельности, которые легче выполнять одному, а есть такие, которые легче делать в команде.

 Потом проводилась работа с таблицей: ребятам нужно было перечислить действия, которые они выполняли во время работы всей командой. После чего методист представила презентацию о командной работе. Демонстрируя слайды, Лариса Викторовна провела беседу со школьниками, задавая наводящие вопросы: Что такое командная работа? С чего она начинается? Чем закончится? Что вы делали в командной работе? Было отмечено, что командная работа учит признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения – принимается точка зрения большинства. Вслед за этим учащиеся получили домашнее задание – проанализировать деятельность своей группы как команды.

Дальше наступило время тренинга. Дети встали в круг, взявшись за прочную нить, и услышали притчу о мудреце. После этого каждый должен был потянуть нить на себя и сказать, что он при этом почувствовал. Выяснилось, что когда человек «тянет на себя», в команде возникают натянутые отношения. Затем каждый попытался накинуть нить себе на шею («посадил себе кого-то на шею»). А потом  ребятам надо было найти положение, в котором было бы комфортно всем и сохранился бы круг, объединённый нитью. Участникам пришлось нелегко, поскольку у каждого должна быть свобода, но при этом нельзя забывать  также и о комфорте других членов команды.

В завершение занятия с участниками побеседовал психолог Бугровской школы Евгений Владимирович Тубольцев о том, что происходило в зале, получилась ли у ребят командная работа и по каким причинам не всё удалось. А Лариса Викторовна спросила ребят, почему рабочий процесс шёл довольно сложно. Исходя из беседы с учащимися и присутствовавшими педагогами, были названы следующие причины: каждый был заинтересован в своём, все хотят высказать своё мнение, сложно слушать и слышать других людей, незаинтересованность в деле некоторых ребят, неуважение и отсутствие доверия.

 Виктория Дутко