Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

телефоны:
8(81370) 25129 
8(81370) 29201
e – mail: vsv@lokos.net

Ученые XXI века

18 Февраля 2016

Кураторы:

Григорьева Оксана Витальевна, методист, руководитель объединения школьников Всеволожского района «Малая академии наук» (МАН);
Леонтьева Светлана Павловна, руководитель отдела по работе с одаренными детьми.

Пояснительная записка

Проект «Учёные XXI века» связан с приобщением детей и подростков к научному познанию мира, проектной и исследовательской деятельности в области естествознания с учетом новейших достижений научно-технического прогресса.

Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования практико-ориентированы и нацелены на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности обучающихся, на расширение и углубление содержания общеобразовательных программ по различным дисциплинам.

Естествознание — это наука об окружающем нас мире. Изучение естественных наук привычно для школьников. В процессе изучения они начинают осознавать, что почти все, что нас окружает, можно связать с естественными науками.

Реализация проекта будет осуществляться через взаимодействие с объединением школьников Всеволожского района «Малая академия наук «Эрудит». В работу объединения вовлечены учащиеся, проявляющие интеллектуальные способности в естественнонаучных дисциплинах (биология, экология, химия, география и т. д.). 

Деятельность педагогов, реализующих общеобразовательные программы дополнительного образования детей по естественнонаучному направлению, способствует знакомству обучающихся с различными разделами естественных наук в целом, общими принципами и подходами в их изучении и исследовании, формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности. При этом образовательный процесс строится в зависимости от подготовленности группы и обладает достаточной гибкостью.

Важным направлением реализации проекта является экологическое просвещение детей и взрослых, так как оно способствует формированию экологической культуры и грамотности, любви к родной природе, закладывает основы поведения, ориентированного на сохранение природы.

Таким образом, решаются не только образовательные и воспитательные задачи, но и развивается научное мышление. Этот подход позволяет заинтересовать и обучить школьников отдельным приёмам ведения проектной и научно-исследовательской деятельности, что в дальнейшем может привести к стремлению детей и подростков посвятить свою жизнь изучению одной из естественных наук уже на профессиональном уровне.

Цель проекта – создание условий для выявления и развития интеллектуального и личностного потенциала детей и подростков Всеволожского района через реализацию общеразвивающих программ научного профиля, проведение муниципальных конкурсов и предметных олимпиад в области естествознания.

Задачи:

  • повышение качества дополнительного образования в области естественных наук;
  • создание оптимальных условий для раскрытия интеллектуальных и личностных способностей детей, развития мотивации к познанию и творчеству;
  • формирование у учащихся интерес к научно-исследовательской и проектной деятельности, представления о научном способе исследования окружающего мира;
  • содействие учащимся старшей ступени в профессиональном самоопределении;
  • обеспечение проведения районных мероприятий, ориентированных на выявление и поддержку одаренных детей (олимпиад, конкурсов, конференций, профильных смен и т.д.);
  • совершенствование образовательного процесса в муниципальной системе образования Всеволожского района путем успешного функционирования Малой академии наук школьников (МАН) как добровольного творческого объединения учащихся;
  • осуществление мероприятий, направленных на экологическое просвещение детей и взрослых;
  • пропаганда достижений одаренных детей через СМИ.

Основные направления деятельности

  • Обновление содержания общеразвивающих программ естественнонаучной направленности, разработки краткосрочных программ, образовательно-методических комплексов к ним, методических разработок и рекомендаций.
  • Организация и проведение мероприятий, побуждающих учащихся к изучению предметов естественнонаучного профиля (игровых, конкурсных, досуговых), в том числе направленных на повышение экологической грамотности.
  • Обучение учащихся навыкам разработки и реализации учебных исследований и проектов, их оформлению, представлению на конкурсах разного уровня и публикации результатов в печати.
  • Организация и проведение интеллектуальных турниров, научно-практических конференций, экспедиций, участие в работе профильных лагерей.
  • Материально-техническое обеспечение проведения районных мероприятий, проводимых с одаренными детьми (олимпиад, конкурсов, профильных смен и т.д.).
  • Подготовка и сопровождение участия одаренных детей в конкурсных мероприятиях разного уровня.
  • Повышение эффективности деятельности МАН путем расширения спектра организуемых мероприятий: проведение конференций, предметных конкурсов, мероприятий, посвященных памятным событиям, обучающих семинаров и круглых столов для учащихся и педагогов.
  • Установление социальных связей с различными образовательными, общественными, природоохранными организациями на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.
  • Освещение в СМИ деятельности МАН и детских объединений естественнонаучного профиля.
  • Издание сборников лучших творческих и исследовательских работ учащихся Всеволожского района, являющихся дипломантами конкурсных мероприятий регионального, федерального и международного уровней.

Ресурсное обеспечение программы

Методическое обеспечение:

  • локальные акты для обеспечения проведения образовательных и конкурсных мероприятий естественнонаучного профиля;
  • разработка дополнительных общеразвивающих программ, в том числе краткосрочных, направленных на введение в современные профессии и технологии и связанных с новейшими разработками в естественнонаучной сфере;
  • разработка программ, обеспечивающих общекультурное развитие учащихся с получением ими практических навыков и умений.

Кадровое обеспечение:

  • создание тьюторского сопровождения интеллектуально одаренных учащихся;
  • установление всесторонних контактов с образовательными, общественными, природоохранными организациями на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях и привлечение к учебному процессу специалистов, чья профессиональная деятельность связана с естественнонаучной направленностью.

Материально-техническое обеспечение:

  • использование возможностей материально-технической базы образовательных организаций Всеволожского района;
  • приобретение специального оборудования для оснащения образовательной деятельности и выполнения научных исследований учащихся;
  • совершенствование материально-технической базы, необходимой для реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

  • наличие общеразвивающих программ естественнонаучной направленности, в том числе краткосрочных, образовательно-методических комплексов к ним, методических разработок и рекомендаций;
  • организация и проведение районных мероприятий, ориентированных на выявление и поддержку одаренных детей (олимпиад, конкурсов, конференций, профильных смен и т.д.);
  • вовлеченность учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
  • организация и проведение интеллектуальных турниров, научно-практических конференций, экспедиций, участие в работе профильных лагерей;
  • организация и проведение мероприятий, реализация социальных проектов, направленных на экологическое просвещение населения;
  • профессиональная ориентация старшеклассников на выбор специальностей естественнонаучного профиля;
  • публикация в СМИ информации о достижениях учащихся, печатных материалов, оформление сборников исследовательских и проектных работ школьников;
  • расширение социальных связей с различными образовательными, общественными, природоохранными организациями на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.